Северное влияние. О судьбах Арктики посовещались у Ледовитого океана

Послов, высокопоставленных чиновников, учёных и представителей международных компаний поселили в вахтовом городке строителей первого в российской Арктике завода по сжижению газа «Ямал СПГ».

В Арктический совет, созданный в 1996 году по инициативе Финляндии, входят 8 приарктических государств — Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Ещё 13 — в том числе, Китай, Индия, Германия, Франция, Италия, Южная Корея — имеют статус наблюдателей.

«Не всё, что происходит в Арктике, остаётся в Арктике», — философски заметил во время заседания чрезвычайный и полномочный посол Финляндской республики в России Микко Хаутала. Получилось несколько двусмысленно. Особенно после того, как между делом профессор Лапландского университета Ласси Хайнинен, рассуждая о защите окружающей среды региона, вспомнил о радушии ямальцев: «Рыба была просто потрясающей». Имелся в виду банкет накануне, где радушные хозяева угощали гостей разносолами и изысканными блюдами из рыбы и оленины и развлекали выступлениями фольклорного коллектива из Салехарда. Впрочем, работали и отдыхали без пафоса: для банкета, а затем и для заседания в режиме «без галстуков», использовали спортзал вахтового городка. Здесь сейчас живут 32 тыс. строителей завода по сжижению газа. Работяги из разных регионов России спешили со смен и на смены, почти не обращая внимания на солидных соседей.

«Разогрев» к заседанию начался ещё во время застолья. Взяв слово для тоста, бывший президент Исландии, председатель международного форума «Арктический круг» Олавур Рагнар Гримссон напомнил, что Арктика с периферии мирового развития недавно переместилась в его центр, стала «местом силы». На заседании многие участники обращали внимание и на огромные запасы углеводородов, и на революцию, которую совершит переход к полноценному использованию Севморпути.

Будет больше газа и ледоколов

Первая из трёх линий по сжижению газа «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год (или 22,7 млрд кубометров газа — для сравнения, в 2016 году в России добыто 640 млрд кубометров) заработает уже в конце года. Проект на 50,1% принадлежит ПАО «Новатэк», 20% у французской Total, 20% у Китайской национальной нефтегазовой корпорации, 9,9% — у китайского Фонда шёлкового пути.

Когда будут полностью реализованы проекты «Ямал СПГ» и перспективный проект «Роснефти» «Арктик СПГ», Ямал будет отгружать 80 млн тонн сжиженного газа (110 млрд кубометров) в год. На это обратил внимание губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

Предправления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон рассказал, что первый в серии из 15 газовозов высокого ледового класса Arc7, которые построят на верфях южно-корейской Daewoo до 2020 г., совершил тестовый рейс со сжиженным газом из Норвегии в Южную Корею. Путь через Суэцкий канал, вместо 17 дней, занял бы 34 дня. Правда, ледовая обстановка на этот раз не была экстремальной, газовоз «Кристоф де Маржери» обошёлся без ледокольной проводки.

К слову, гендиректор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша на заседании посетовал, что четырех имеющихся российских атомных ледоколов достаточно для работы рядом с Ямалом, в западной части Севморпути, а вотчтобы обеспечить планы правительства и российских компаний на всём протяжении пути, было бы неплохо ускорить программу создания новых ледоколов.

Финнам досаждает сажа

Экология в Арктике была одной из главных тем выступлений. Например, представитель Совбеза Индии посетовал: потепление в Ледовитом океане прямо влияет на силу муссонов, которые приходят в его страну. Посол Финляндии, которая с весны председательствует в Арктическом Совете, рассказал, что для финского председательства приоритетно, прежде всего, снижение выбросов сажи (от тех же кораблей, электростанций и, прежде всего, факелов на месторождениях нефти, в которых сгорает попутный газ). Сажа снижает отражающую способность снега, потепление в Арктике происходит в два раза быстрее, чем в других регионах. Кстати, Леонид Михельсон рассказал, что его компания предлагает проект по сокращению выбросов в Арктике от дизельных корабельных двигателей — за счёт использования атомоходов и двигателей, работающих на сжиженном газе.

Кроме того, финны озабочены сотрудничеством в образовании, метеорологии. А еще они хотели бы проложить через российский север высокоскоростную линию связи в Японию. «Мы уже имели контакты на этот счёт со всеми странами, идут исследования, какие вложения потребуются и как долго может длиться строительство, — пояснил корреспонденту „АиФ“ посол Микко Хаутала. — Проект интересен, потому что потребности в передаче данных быстро растут, кабель вдоль Севморпути серьезно ускорил бы связь между Европой и странами Азии».

Между тем, россиянам в последнее время есть что ответить на явные или закамуфлированные упрёки в неэкологичности нефтегазовой отрасли. Новые проекты создаются с учётом самых современных требований к безопасности и заботе об экологии. Так, гендиректор «Газпром нефть шельф» Ралиф Гильфанов обратил внимание, что на своих проектах компания уже в этом году переходит на бессажевую утилизацию попутного нефтяного газа (ПНГ).

​Гонка за ресурсами не должна привести к катастрофам

Ещё одна тема, мимо которой в последнее время не пройти — санкции в отношении России. Например, представитель Республики Корея Ким Ён Чжун сказал без обиняков: «Из-за западных санкций, связанных с Украиной, существуют определённые финансовые и технологические факторы, сдерживающие привлечение инвестиций (в проекты в России)». Сама-то Южная Корея — 9-я в мире страна по потреблению энергоресурсов и 2-я по импорту СПГ — заинтересована в новом газе на рынке.

«Сегодня, когда вопросы энергетической безопасности приобрели глобальный масштаб и зачастую переходят в политическое измерение, тема арктических ресурсов актуальна как никогда, — сказал на заседании секретарь Совбеза России Николай Патрушев. — По современным оценкам, углеводородные запасы в регионе составляют 90 млрд баррелей нефти, 47 трлн кубометров природного газа, а также 44 млрд баррелей газового конденсата». Но гонка за ресурсами, по его словам, может стать причиной экологических катастроф и разрушения традиционных укладов жизни народов Севера. «Необходимо, невзирая на отдельные межгосударственные разногласия, объединить наши усилия во имя общего дела — сохранения Арктики как уникального природного и культурного наследия всего человечества», — считает Патрушев.

Среди актуальных задач, по словам секретаря Совбеза, — выстраивание эффективной архитектуры безопасности в регионе, повышениеего доступности, в том числе инфраструктуры для туризма. «Мы можем рассчитывать на бережное отношение к этому региону лишь тогда, когда все человечество, а не только арктические государства, осознают непреходящую ценность Арктики как общего наследия человечества», — пояснил Патрушев.

Ещё одна задача — научная и технологическая поддержка освоения Арктики. «В нашей стране уже успели осознать, что успешное применение в суровых арктических условиях — это уникальный знак качества, который мгновенно делает технологию востребованной и конкурентоспособной».

Let’s block ads! (Why?)

Рубрика: Политика

Вам могло бы понравиться:

Brabus выпустит только 10 Gelandewagen G65 в специальной версии G900 Rocket за $800 тысяч Brabus выпустит только 10 Gelandewagen G65 в специальной версии G900 Rocket за $800 тысяч
В Германии ввели штраф в 60 евро за вождение машины с закрытым лицом и тюремный срок до 10 лет за гонки на дорогах В Германии ввели штраф в 60 евро за вождение машины с закрытым лицом и тюремный срок до 10 лет за гонки на дорогах
Водителей, не уступивших дорогу пешеходам или велосипедистам, будут штрафовать на 2,5 тыс. рублей Водителей, не уступивших дорогу пешеходам или велосипедистам, будут штрафовать на 2,5 тыс. рублей
Экзит-поллы отдают лидерство на выборах в бундестаг союзу ХДС/ХСС Экзит-поллы отдают лидерство на выборах в бундестаг союзу ХДС/ХСС
©2017 RosBizInform. Все права защищены.
При копировании материалов активная гиперссылка на этот сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!